Матрица потребностей начального общего образования в ЭОР

Уважаемые коллеги!

Новый федеральный государственный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО), внедрение которого началось в текущем учебном году, предполагает активное использование в образовательном процессе информационных технологий. Использование информационных технологий возможно при наличии в образовательных учреждениях соответствующего аппаратного (компьютеры, принтеры, проекторы, интерактивные доски, датчики и т.д.) и программного обеспечения. Программное обеспечение, используемое в образовательном процессе, принято называть электронными образовательными ресурсами (ЭОР).

Ваше активное участие поможет сформировать государственные заказы на разработку или закупку новых электронных образовательных ресурсов для начального общего образования. Подробнее...

Матрица потребностей начального общего образования в электронных образовательных интернет-ресурсах нового поколения для общеобразовательных учреждений и других учебных и методических материалах

Матрица потребностей начального общего образования в электронных образовательных интернет-ресурсах нового поколения для общеобразовательных учреждений и других учебных и методических материалах (далее – матрица потребностей) разработана на основании результатов исследований по оценке эффективности использования и востребованности ЭОР в общеобразовательных учреждениях,  проведенных в ряде субъектов Российской Федерации в 2011 году.

Матрица потребностей начального общего образования основывается на требованиях Федерального государственного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО, утвержден приказом Минобрнауки России от 06 октября 2009 г. N 373, изменения внесены приказом Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. N 1241). Она  отражает потребности в электронных образовательных интернет-ресурсах нового поколения и других учебно-методических материалах, необходимых  для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

При разработке матрицы потребностей также учитывались результаты педагогической экспертизы результатов внедрения электронных образовательных интернет-ресурсов нового поколения, включая культурно-познавательные сервисы, систем дистанционного общего и профессионального обучения (e-learning), в том числе для использования людьми с ограниченными возможностями, в субъектах РФ.

Новый стандарт начального общего образования предполагает активное использование в образовательном процессе информационных технологий, что возможно только в случае наличия соответствующих технических средств информационных технологий (компьютеры, принтеры, проекторы, интерактивные доски, датчики и т.д.) и программного обеспечения.

Проведённый анализ показывает, что на практике работники образовательных учреждений, как правило, любое программное обеспечение, используемое в образовательном процессе, называют цифровыми (электронными) образовательными ресурсами.

Термин «цифровой образовательный ресурс» (ЦОР) в практику отечественной школы был введен в рамках проекта «Информатизация системы образования», одним из основных результатов которого явилось создание Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (www.sc.edu.ru). До настоящего времени Единая коллекции цифровых образовательных ресурсов  – единственный входящий в Федеральную систему информационных ресурсов (ФСИОР) портал, содержащий образовательные ресурсы для начального общего образования. Широкая популярность этого портала среди школьных учителей, в том числе учителей начальной школы объясняет имеющуюся в настоящее время распростаненность термина ЦОР в педагогических кругах.

С 2006 года в связи с введением ГОСТ Р 52653 – 2006 «Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Термины и определения» в сфере образования стал активно использоваться термин «электронный образовательный ресурс» (ЭОР), определённый как образовательный ресурс, представленный в электронной цифровой форме и включающий в себя структуру, предметное содержание и метаданные о них. В настоящее время используются оба термина, причем в связи с реализацией проекта «Развитие электронных образовательных интернет-ресурсов нового поколения, включая культурно-познавательные сервисы, систем дистанционного общего и профессионального обучения (e-learning), в том числе для использования людьми с ограниченными возможностями» наблюдается тенденция перехода от использования термина ЦОР к использованию термина ЭОР.

При этом термин «ЭОР нового поколения» воспринимается педагогами как указание на соответствие ресурса новым ФГОС, в том числе  ФГОС НОО.

В настоящее время ЭОР рассматривается как чрезвычайно широкое понятие, трактуемое и как элементарный информационный объект (фотография, видеофрагмент, звукозапись, текстовый документ, анимация, интерактивная модель, задание в  тестовой форме и т.д.), и как комбинация таких объектов (например, в привязке к определённой теме, конкретному учебнику, предметной области и т.д.), и как инновационная конструктивная среда, поддерживающая творческую индивидуальную и коллективную учебно-познавательную деятельность обучающихся, и как электронный учебник, содержащий системное изложение материала учебного предмета, соответствующее государственному стандарту и образовательной программе, обладающий принципиально новыми эргономическими свойствами и технологическими возможностями.

Прежде всего, среди ЭОР различают информационные источники и информационные инструменты.

Информационный источник – это обобщающее понятие, описывающее различные виды информационных объектов.  С точки зрения использования в учебном процессе важно различать простые информационные источники (звук, изображение, текст, видеоматериалы, модели) и комплексные, содержащие простые информационные источники, связанные гиперссылками (например, мультимедиа энциклопедии).

Среди информационных источников выделяются (по цели создания):

• общекультурные информационные источники (ресурсы), существующие независимо от учебного процесса (культурное и историческое наследие, природные объекты и явления);
• педагогические информационные источники (ресурсы, разработанные специально для целей учебного процесса).
Среди общекультурных  информационных источников будем выделять (по природе основной информации):
• текстовые ЭОР (коллекции текстовых материалов), содержащие преимущественно текстовую информацию, представленную в форме, допускающей посимвольную обработку;
• изобразительные ЭОР (коллекции фотографий и всевозможных оцифрованных изображений), содержащие преимущественно электронные образцы объектов, рассматриваемых как целостные графические сущности, представленные в форме, допускающей просмотр и печатное воспроизведение, но не допускающее посимвольной обработки;
• звуковые ЭОР (коллекции аудиозаписей), содержащие цифровое представление звуковой информации в форме, допускающей ее прослушивание;
• мультимедийные ЭОР (коллекции видеозаписей со звуковым сопровождением и пр.), в которых информация различной природы присутствует равноправно и взаимосвязано для решения определенных разработчиком задач;
• интерактивные модели объектов и явлений природы, технических устройств.
Педагогические  информационные источники принято подразделять по функциям в учебном процессе:
• предъявление учебной информации ученику:
• статические (неинтерактивные) плакаты-конспекты;
• интерактивные плакаты-конспекты;
• слайд-шоу и презентации;
• интерактивные информационные модули;
• самостоятельная практическая работа ученика:
• комплекты материалов для организации практических занятий;
• комплекты материалов для организации проектной работы;
• контроль и оценка знаний учащихся:
• задания в тестовой форме.

Информационный инструмент учебной деятельности – это программное средство, позволяющее учащемуся или учителю производить активные действия над информационным объектами, создавать их, менять, связывать, передавать и т.д. Примером информационного инструмента, активно используемого в образовательном процессе учащимися и учителями, является текстовый редактор.

Современные образовательные результаты, определяемые ФГОС НОО, не могут быть достигнуты без использования информационных технологий, Так, обязательными для освоения навыками являются: клавиатурное письмо, поиск информации в различных информационных источниках, включая интернет. Это требует наличия широкого спектра информационных инструментов. Описывая потребности начального общего образования в информационных инструментах, можно выделить следующие группы:

• общепользовательские  инструменты, используемые учителями и учащимися:
• веб-браузер;
• почтовая программа-клиент;
• программ просмотра графических образов;
• программа воспроизведения мультимедийных файлов, в том числе аудио- и видеозаписей;
• текстовый редактор;
• редактор векторной графики;
• редактор растровой графики;
• редактор фотографий;
• редактор мультимедийных презентаций;
• редактор видеомонтажа.
• специализированные образовательные инструменты, используемые учителями и учащимися:
• интегрированная конструктивная творческая среда, включающая инструментарий для визуального программирования;
• редактор концептуальных диаграмм;
• тренажер обучения клавиатурному письму;
• тренажер формирования навыков грамотного письма;
• тренажер вычислительных навыков;
• редактор кукольных мультипликаций;
• редактор рисованных мультипликаций;
• редактор визуализации и анализа хронологической информации;
• комплект модулей для организации отдельных видов проектной деятельности;
• инструмент фиксации и визуализации данных комплекта цифровых датчиков, используемых в начальном общем образовании;
• среды для программирования управляемых устройств, используемых в начальном общем образовании;
• инструменты организации образовательного процесса, используемые учителями:
• электронный журнал;
• инструмент подготовки заданий для учащихся;
• инструмент управления компьютерами учащихся;
• система организации управления информационным образовательным пространством, согласованная с электронным журналом, обеспечивающая возможности:
- поиска электронных образовательных ресурсов и создания на их основе собственных творческих работ;
- размещения работ учащихся;
- организации групповой работы;
- взаимодействия учащихся с учителем и между собой;
• инструмент организации и проведения урока, согласованный с электронным журналом;
• инструмент организации контроля за результатами обучения, включающий:
- инструмент создания тестов;
- система проведения тестирования, учета и анализа результатов, согласованная с электронным журналом;
• инструмент дистанционной поддержки образовательного процесса.

Основная особенность ФГОС НОО – четкое определение не только предметных результатов, но и определение личностных и метапредметных результатов начального общего образования. При разработке матрицы потребностей основным условием являлась необходимость достижения требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования:

• личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества, сформированность основ гражданской идентичности;
• метапредметным, включающим освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями;
• предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области  деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.

Отсутствие очевидной четкой привязки личностных и метапредметных результатов к конкретным предметам обуславливает необходимость широкого использования межпредметных связей и внеурочной деятельности.
Действительно широкое и  повсеместное внедрение информационных технологий в начальное общее образование началось в 2011-2012 учебном году в связи с введением нового образовательного стандарта во всех первых классах школ субъектов РФ. Однако это внедрение опирается на опыт большого числа школ различных регионов России, прежде всего школ Москвы, школ субъектов Российской Федерации, включенных в проект «Один ученик – один компьютер» (например, Нижегородская область), оказавший значительное влияние на содержание нового ФГОС НОО.

При формировании матрицы потребностей учитывался как опыт образовательных учреждений, имеющих большой опыт использования и изучения информационных технологий в начальном общем образовании, так и представления учителей начальной школы, делающих первые шаги в широком использовании ИКТ на различных уроках.

Матрица потребностей сформирована в виде аннотационных таблиц потребностей по предметам начальной школы.
Филология
Русский язык. Родной язык
Литературное чтение. Литературное чтение на родном языке
Иностранный язык
Математика и информатика
Обществознание и естествознание (Окружающий мир)
Искусство
Изобразительное искусство
Музыка
Технология
Физическая культура

Следует отметить, что значительная часть потребностей начального общего образования в электронных образовательных интернет-ресурсах нового поколения для общеобразовательных учреждений и других учебных и методических материалах будет удовлетворена в процессе реализации проекта «Развитие электронных образовательных интернет-ресурсов нового поколения, включая культурно-познавательные сервисы, систем дистанционного общего и профессионального обучения (e-learning), в том числе для использования людьми с ограниченными возможностями».

Имеющая место высокая потребность учителей в методических материалах, примерах учебных заданий и учебных ситуаций, требующих осознанного использования информационных технологий, во многом будет удовлетворена в ходе реализации государственного контракта № 07.Р07.11.0013 от 01 августа 2011 г.  «Разработка современных образовательных технологий, включая разработку комплектов учебно-методических  материалов для учителей, обеспечивающих использование ЭОР в соответствии с ФГОС», выполняемого ОАО «Издательство «Просвещение». В рамках этой работы проведен анализ скрытых и реализуемых возможностей инструментов, средств ИКТ и ЭОР в начальном общем образовании, проведено обобщение с позиций организации педагогически эффективной и целесообразной учебной деятельности учащихся, выполняемой ими в рамках определяемых стандартом классов учебных задач. Основным результатом работы, востребованным учителями начальной школы, являются разработанные 400 методических сценариев (включая методические и информационно-технологические материалы) целесообразного использования ЭОР и ИКТ в учебном процессе.

Потребности начального общего образования (1-ый и 2-ой классы) в комплексных ЭОР нового поколения, в большинстве своем предназначенных для разных моделей организации образовательного процесса и для разных этапов учебной деятельности, разрабатываются обществом с ограниченной ответственностью «Центр перспективных технологий» в рамках государственного контракта № 07.P07.11.0008 на выполнение работ (оказание услуг)  для государственных нужд «Формирование комплекса электронных образовательных ресурсов для начального общего образования в соответствии с требованиями ФГОС, в том числе для учащихся с ограниченными возможностями здоровья». В рамках данного государственного контракта разрабатывается 300 ЭОР для 1-го класса и 400 ЭОР для 2-го класса, что покроет 50% потребностей 1-х и 2-х классов в ресурсах данного типа. Разрабатываемые ЭОР обладают необходимым высоким уровнем мультимедийности (не менее 65% всех ЭОР – не ниже 3 и 35% ЭОР – не ниже 2 уровня мультимедийности) и интерактивности (не менее 25% ЭОР – III и IV уровней интерактивности).

Важно, что ресурсы разрабатываются с привязкой к системам учебников из Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2011/2012 учебный год, для начального общего образования: «Начальная школа XXI века», «Перспектива», «Школа России», «Школа 2100».

По результатам анализа разработанных и апробируемых в рамках данного контракта ЭОР и с учетом результатов анализа внедрения ЭОР сформирован список тем по каждому учебнику каждой системы учебников, для которых на данном этапе не разработаны ЭОР.
• «Начальная школа XXI века» 1 кл.
• «Начальная школа XXI века» 2 кл.
• «Перспектива» 1 кл.
• «Перспектива» 2 кл.
•  «Школа 2100» 1 кл.
• «Школа 2100» 2 кл.
•  «Школа России» 1 кл.
• «Школа России» 2 кл.

Анализ показывает высокую потребность начального общего образования в различных конструктивных творческих средах и тренажерах.

Использование творческих конструктивных сред:

• позволяет поддерживать различные формы организации образовательного процесса (аудиторную, проектную, дистанционную, самообразование);
• обеспечивает возможность изучения предмета на основе деятельностного подхода за счет внедрения элементов эксперимента и исследования в учебный процесс;
• позволяет быстрее и эффективнее освоить школьный курс, повышает запоминаемость материала;
• повышает степень эмоциональной вовлеченности учеников, обеспечивает возможность постановки творческих задач и организации проектной работы.
В школах различных субъектов Российской Федерации активно и широко используется конструктивная творческая среда ПервоЛого. ПервоЛого является комплексным продуктом, позволяющим детям создавать творческие проекты и изучать основы алгоритмизации. Данная интегрированная творческая среда для начальной школы:
• содержит графический редактор;
• содержит текстовый редактор с возможностью подключения автоматической проверки орфографии;
• содержит музыкальный редактор;
• содержит встроенный визуальный язык программирования высокого уровня, в котором реализованы объекты, изображающие исполнителей, управляемых как в интерактивном, так и в программируемом режиме;
• позволяет учащимся создавать собственные аудиозаписи и вставлять их в работы, а также импортировать в работы внешние аудио- и видеозаписи различных форматов.

Важным свойством данного программного продукта является наличие методических материалов. Продукт хорошо зарекомендовал себя  в начальном общем образовании, однако это достаточно дорогой коммерческий продукт, что существенно ограничивает возможности его массового использования на ступени начального общего образования.

Часть потребностей начальной школы в конструктивных творческих средах в ближайшей перспективе будет удовлетворена за счет результатов работ, выполняемых ООО «Центр перспективных технологий» в рамках государственного контракта № 07.P07.11.0008 «Формирование комплекса электронных образовательных ресурсов для начального общего образования в соответствии с требованиями ФГОС, в том числе для учащихся с ограниченными возможностями здоровья».  Согласно данному контракту  разрабатываются следующие творческие конструктивные среды, предназначенные для использования с 1-го по 4-ый классы:

• графическая творческая конструктивная среда для обучения математике – «Геометрический планшет»;
• творческая конструктивная среда для изучения окружающего мира – «Конструктор карт и планов»;
• творческая конструктивная среда-тренажер для обучения русскому языку на основе клавиатурного письма – «Клавиатурное письмо»;
• творческая конструктивная среда для изучения хронологической информации – «Конструктор событий»;
• творческая конструктивная среда для создания творческих проектов посредством ввода и преобразования текстовой и графической информации – «Оформитель».

Предполагается широкое использование разрабатываемых конструктивных творческих сред в начальном общем образовании, однако их не достаточно для покрытия всех потребностей начальной школы программных продуктах такого типа, определяемых требованиями ФГОС НОО. Необходимо, как минимум, следующее программное обеспечение (творческие среды):

1. программное обеспечение для создания мультимедиа контента, отвечающее следующим требованиям:
• наличие возможности создания слайдовых презентаций, как на основе шаблонов, так и с чистого листа;
• наличие поддержки файлов стандартных графических форматов, видео форматов, звуковых форматов;
• наличие возможности работы с простыми трехмерными объектами (например, куб, пирамида);
• наличие возможности создания и импортирования таблиц с последующим созданием диаграмм;
• наличие возможности создания комментариев, отображаемых вместе с документом, создания диаграмм, редактирования изображений;
2. программное обеспечение для работы с хронологической информацией, отвечающее следующим требованиям:
• возможность построения лент времени с масштабом шкалы от 1 секунды до тысячелетия;
• возможность одновременной работы не менее чем с 2-мя лентами времени;
• наличие галереи событий.
3. программное обеспечение для построения и анализа генеалогических (родословных) деревьев, отвечающее следующим требованиям:
• возможность построения небольшого генеалогического (родословного) дерева;
• возможность анализ восходящего и нисходящего родословия.
4. программное обеспечение для построения концептуальных диаграмм, отвечающее следующим требованиям:
• возможность построения небольших концептуальных диаграмм с простраиванием связей;
• возможность анализ визуального преобразования и анализа диаграмм;
5. программное обеспечение для создания видеороликов, анимации и дизайна, отвечающее следующим требованиям:
• наличие возможности создания покадровой мультипликации;
• наличие возможности при обработке видеть предыдущий кадр;
• наличие возможности обеспечения захвата изображения с фотокамеры и веб-камеры, подключенных по USB;
• наличие возможности установки временных интервалов между захватами изображения с видеокамеры;
6. программное обеспечение для организации звуковых коллекций, отвечающее следующим требованиям:
• наличие возможности совместного одновременного прослушивания с компьютера ученика звуковых файлов, записанных на жесткий диск компьютера учителя или сервер через локальную компьютерную сеть;
• наличие возможности импорта записей с CD и конвертирования их в иные цифровые форматы при сохранении на жестком диске.
7. программное обеспечение для создания и редактирования видеофильмов, отвечающее следующим требованиям:
• наличие возможности работы с цифровыми видеокамерами с типом записи на жесткий диск или флэш-память и поддержкой подключения по разъемам USB;
• наличие возможности монтажа видеоматериалов, накладывания звукового сопровождения, применения титров и переходов между сценами;
• наличие возможности стабилизации отснятого видеоряда при редактировании;
• наличие возможности предварительного воспроизведения аудиофайлов из программы по организации звуковых коллекций, фотофайлов из программы создания фотоколлекций и редактирования фотографий, видеофайлов предыдущих проектов и возможности импортирования аудио – и фотофайлов в видеофильм;
8. программное обеспечение для создания и редактирования музыкальных композиций, отвечающее следующим требованиям:
• наличие возможности записи, редактирования, микширования, экспорта музыкальных композиций;
• наличие возможности использование набора виртуальных инструментов;
• наличие возможности аккомпанирования дополнительными инструментами;
• наличие поддержки внешних музыкальных клавиатур, подключенных по USB, возможности синтезирования инструментов с помощью внешней клавиатуры;
• наличие возможности исправления ошибок в записанной композиции;
• наличие возможности динамического изменения темпа, ритма и тональности при создании композиции;
• наличие возможности изучения различных инструментов и их гармонических сочетаний;
9. программное обеспечение для создания фотоколлекций и редактирования фотографий, отвечающее следующим требованиям:
• наличие возможности импорта изображений из фотокамеры;
• наличие поддержки форматов файлов JPEG и RAW;
• наличие возможности использования таких технологических инструментов, как кадрирование, ретуширование, настройка контрастности и резкости.

Необходимым требованиям к каждой описанной творческой конструктивной среде (программному обеспечению) является простота и удобство интерфейса, соответствие размеров шрифтовых решений техническим регламентам к товарам для детей соответствующего возраста.

В связи с введением требования по обучению в начальной школе клавиатурному письму необходимо комплексное решение для обучения начальным навыкам клавиатурного письма, адаптированное для учащихся соответствующего возраста, согласованное с используемыми прописями.

Данное программное обеспечение должно учитывать, что обучение письму идет практически параллельно с обучением чтению.

Также необходимым является наличие комплексного тренажера обучения вычислительным навыкам и устному счету.

Разработка вышеперечисленного программного обеспечения (творческих сред и тренажеров), в полной мере обеспечивающего условия для достижения требований ФГОС НОО, необходима уже в ближайшей перспективе.