Апробация интерактивных мультимедийных электронных учебников
«Апробация различных типов интерактивных мультимедийных электронных учебников (ИМЭУ) в общеобразовательных учреждениях ряда субъектов Российской Федерации» является составной частью проекта «Развитие электронных образовательных интернет-ресурсов нового поколения, включая культурно-познавательные сервисы, а также систем дистанционного общего и профессионального обучения (e-learning)» (распоряжение Правительства Российской Федерации от 11 января 2011 г. № 13-р).
Главная задача апробации электронных учебников заключается в ответе на вопрос, может ли мобильное электронное устройство заменить весь комплект традиционных бумажных учебников, существенно его дополнить, способствовать формирование межпредметных компетенций учащихся и поддерживать процесс активно-деятельностного обучения.
Задачами апробации являются:
Главная задача апробации электронных учебников заключается в ответе на вопрос, может ли мобильное электронное устройство заменить весь комплект традиционных бумажных учебников, существенно его дополнить, способствовать формирование межпредметных компетенций учащихся и поддерживать процесс активно-деятельностного обучения.
Задачами апробации являются:
- Исследование учебно-методических и организационно-экономических особенностей использования электронных учебников в учебном процессе.
- Анализ правовых аспектов оборота электронных учебников.
- Анализ соответствия различных типов мобильных устройств эргономическим и гигиеническим требованиям.
- Поиск оптимальных моделей внедрения электронных учебников.
Целевые группы реализуемого проекта— учащиеся и их родители, педагоги, руководители органов управления образованием и образовательных учреждений, производители мобильных электронных устройств, издатели.
Апробация рассчитана на год, и по ее итогам можно будет решать, стоит ли расширять проект, превращая его в широкий эксперимент. Если да, то предстоит разработать предложения по изменению нормативно-правовой базы, касающейся организации образовательного процесса в школах, рекомендации издателям, производителям устройств. Уже сейчас можно обсуждать достоинства и недостатки тех или иных устройств, но, не имея комплексных требований от системы образования, производители вряд ли смогут их соответствующим образом доработать. Такие требования появятся только по результатам апробации в школах.
В ходе апробации предстоит выяснить, в какой мере ученики и учителя готовы работать с электронным устройством как с основным источником учебной информации.
Возникают вопросы учета, оборота, защиты, дистрибуции, цены электронного контента для школ. На сегодня разные компании предлагают разные технологии.
Поскольку в связи с использованием бумажных учебников сложилась определенная модель отношений между издательствами, региональными властями, учителями, родителями, учениками, нужно будет рассмотреть варианты ее изменения в связи с использованием электронных учебников.
Для участия в апробации экспертами Федерального института развития образования рекомендовано 4 типа технических устройств:
В ходе апробации предстоит выяснить, в какой мере ученики и учителя готовы работать с электронным устройством как с основным источником учебной информации.
Возникают вопросы учета, оборота, защиты, дистрибуции, цены электронного контента для школ. На сегодня разные компании предлагают разные технологии.
Поскольку в связи с использованием бумажных учебников сложилась определенная модель отношений между издательствами, региональными властями, учителями, родителями, учениками, нужно будет рассмотреть варианты ее изменения в связи с использованием электронных учебников.
Для участия в апробации экспертами Федерального института развития образования рекомендовано 4 типа технических устройств:
Устройство для чтения электронных книг
Plastic Logic 100 |
Устройство для чтения электронных книг Ectaco JetBook Color |
Устройство для чтения электронных книг Pocket Book Pro 902 |
Школьный ноутбук на базе платформы Intel Classmate PC |
|||
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
В разных школах планируется использовать разные типы устройств: первое - с небьющимся черно-белым пластиковым экраном, второе - с цветным экраном, третье - с черно-белым экраном и возможностью внешнего контроля через wi-fi, четвертое – полноценный планшетный компьютер. Разработано и запатентовано устройство, которое может администрировать электронные учебники – с его помощью учитель видит «свои» и «чужие» устройства, распределяет и контролирует образовательный контент. Например, в школах Санкт-Петербурга планируется в ходе апробации использовать все типы устройств. Но, ко всем устройствам предъявляется требование соответствия размера интерактивного экрана странице учебника, то есть 10 дюймов. И это главное отличие электронных учебников, принимающих участие в апробации, от ридеров, которые массово используются в быту как аналог бумажной книги. Есть еще ряд требований, в том числе минимальное время смены страниц, определенная оперативная память, низкий процент поломок.
|
Апробация электронных учебников проводится в 34 образовательных учреждениях 8 субъектов Российской Федерации:
г. Москва г. Санкт-Петербург Калининградская область Самарская область Кемеровская область Республика Татарстан Республика КОМИ Тамбовская область |
Закупка мобильных технических устройств проводится регионами самостоятельно на средства региональных бюджетов. Поэтому каждый регион самостоятельно определяет устройства, из рекомендованного списка, которые будут использоваться в процессе апробации в его школах. Такой подход позволит провести анализ педагогических и социально-экономических особенностей использования различных типов интерактивных мультимедийных электронных учебников, соответствия различных типов электронных учебников гигиеническим требованиям безопасности для здоровья школьников. Сравнительный анализ данных апробации позволит более четко сформулировать требования к интерактивным мультимедийным электронным учебникам, которые могут применяться в школе |
Содержательную основу электронных учебников, участвующих в апробации, составляют те учебники, по которым дети учатся в данных школах. Всего 57 учебников для 6 и 7 классов, не считая литературы для внеклассного чтения по следующим образовательным областям и учебным предметам:
- Филология (русский язык, родной язык, литература, родная литература, иностранный язык, второй иностранный язык) – 6-7 класс.
- Общественно-научные предметы (история России, всеобщая история, обществознание, география) – 6-7 класс.
- Математика и информатика (математика (6 класс), алгебра (7 класс), геометрия (7 класс), информатика (6-7 класс).
- Естественно-научные предметы (физика, биология) 6-7 класс.
- Искусство (изобразительное искусство, музыка) 6-7 класс.
- Технология (технология) 6-7 класс.
- Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности (физическая культура, основы безопасности жизнедеятельности) 6-7 класс.вступление про учебники - список на отд странице.