Задача 1. Разработка ЭОР
Применение информационных технологий в учебном процессе, формирование ИКТ-компетентности учащихся является обязательным требованием ФГОС общего образования. Условием для реализации ФГОС является формирование информационно-образовательной среды образовательного учреждения, включающей комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровые электронные образовательные ресурсы (ЭОР).
Министерством образования и науки Российской Федерации был проведен анализ результатов работ по созданию ЭОР, реализованных в рамках проекта «Информатизация системы образования» и проектов Федеральной целевой программы развития образования на 2006–2010 годы. Результаты данного анализа показали, что полученные созданные материалы в целом способны обеспечить возможность обучения по образовательным программам основного общего и среднего (полного) общего образования с применением ЭОР с учетом разработки соответствующих современных методик. В то же время анализ также показал недостаточное количество ЭОР, обеспечивающих образовательный процесс по программам начального общего и дошкольного образования.
Поэтому в рамках выполнения данного Проекта предусмотрена разработка ЭОР по ключевым направлениям, по которым ранее она не проводилась.
Формирование комплекса ЭОР для дошкольного образования направлено на создание условий для развития дошкольников, их подготовке к обучению в системе начального общего образования.
Формирование комплекса ЭОР для начального общего образования направлено на создание условий для реализации требований действующего федерального государственного образовательного стандарта, который предполагает широкое использование информационных технологий в учебном процессе, формирование ИКТ-компетентности учащихся. Комплекс ЭОР для начального общего образования включает интегрированные творческие среды и информационные инструменты, использование которых в учебном процессе будет обеспечивать достижение метапредметных результатов освоения основной образовательной программы. Эти результаты предполагают освоение способов решения проблем творческого и поискового характера, формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
В ходе разработки конструкторских сред для основного и среднего (полного) общего образования создаются виртуальные конструкторы и лаборатории для образовательных областей «естествознание» и «математика». Использование виртуальных конструкторских сред позволяет реализовать системно-деятельностный подход в образовании, лежащий в основе Федерального государственного образовательного стандарта.
Важным направлением работы является формирование культурно-познавательных сервисов. В рамках этого направления создается информационная система, обеспечивающая использование культурно-познавательных ресурсов и сервисов, которая позволяет объединить все ресурсы единой поисковой системой, снабдить их перекрестными ссылками. Это позволит создавать различные подборки ресурсов, с учетом их тематической направленности, обеспечивать межпредметные связи, организовывать проектную деятельность. В созданной информационной системе размещаются все разработанные культурно-познавательные ресурсы по различным темам, в том числе: «История освоения космоса», «Сокровища российских музеев», «Природно-экологические комплексы России». В систему будут также интегрироваться ресурсы Единой коллекции электронных образовательных ресурсов.
Кроме того, обеспечивается совместимость разработанных в 2006–2010 гг. и разрабатываемых в 2011–2012 гг. ЭОР с различными программно-технологическими платформами, включая свободное программное обеспечение.
Доступность ЭОР для учреждений общего образования обеспечивается за счет развития территориально распределенной системы хранения ресурсов.
В рамках Задачи 1 осуществляются следующие мероприятия проекта:
Мероприятие 1.1 Формирование комплекса электронных образовательных ресурсов для дошкольного образования.
Мероприятие 1.2 Формирование комплекса электронных образовательных ресурсов для начального общего образования в соответствии с требованиями ФГОС, в том числе для учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
Мероприятие 1.3 Разработка творческих моделирующих сред и виртуальных конструкторов, направленных на обеспечение деятельностного подхода в обучении и развитие творческого потенциала учащихся в соответствии с основными задачами ФГОС.
Мероприятие 1.4 Формирование информационной системы, обеспечивающей использование культурно-познавательных ресурсов и сервисов.
Мероприятие 1.5 Формирование комплекса культурно-познавательных ресурсов по различным темам (не менее 5 лотов), в том числе: «История освоения космоса», «Сокровища российских музеев», «Природно-экологические комплексы России».
Мероприятие 1.6 Обеспечение совместимости разработанных и разрабатываемых электронных образовательных ресурсов с различными программно-технологическими платформами, в том числе - свободным программным обеспечением.
Мероприятие 1.7 Обеспечение широкой доступности разрабатываемых ЭОР на базе территориально распределенной системы доступа, включая развитие систем, обеспечивающих дистанционное обучение учащихся, в том числе с ограниченными возможностями.
Целевые индикаторы по Задаче 1
Министерством образования и науки Российской Федерации был проведен анализ результатов работ по созданию ЭОР, реализованных в рамках проекта «Информатизация системы образования» и проектов Федеральной целевой программы развития образования на 2006–2010 годы. Результаты данного анализа показали, что полученные созданные материалы в целом способны обеспечить возможность обучения по образовательным программам основного общего и среднего (полного) общего образования с применением ЭОР с учетом разработки соответствующих современных методик. В то же время анализ также показал недостаточное количество ЭОР, обеспечивающих образовательный процесс по программам начального общего и дошкольного образования.
Поэтому в рамках выполнения данного Проекта предусмотрена разработка ЭОР по ключевым направлениям, по которым ранее она не проводилась.
Формирование комплекса ЭОР для дошкольного образования направлено на создание условий для развития дошкольников, их подготовке к обучению в системе начального общего образования.
Формирование комплекса ЭОР для начального общего образования направлено на создание условий для реализации требований действующего федерального государственного образовательного стандарта, который предполагает широкое использование информационных технологий в учебном процессе, формирование ИКТ-компетентности учащихся. Комплекс ЭОР для начального общего образования включает интегрированные творческие среды и информационные инструменты, использование которых в учебном процессе будет обеспечивать достижение метапредметных результатов освоения основной образовательной программы. Эти результаты предполагают освоение способов решения проблем творческого и поискового характера, формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
В ходе разработки конструкторских сред для основного и среднего (полного) общего образования создаются виртуальные конструкторы и лаборатории для образовательных областей «естествознание» и «математика». Использование виртуальных конструкторских сред позволяет реализовать системно-деятельностный подход в образовании, лежащий в основе Федерального государственного образовательного стандарта.
Важным направлением работы является формирование культурно-познавательных сервисов. В рамках этого направления создается информационная система, обеспечивающая использование культурно-познавательных ресурсов и сервисов, которая позволяет объединить все ресурсы единой поисковой системой, снабдить их перекрестными ссылками. Это позволит создавать различные подборки ресурсов, с учетом их тематической направленности, обеспечивать межпредметные связи, организовывать проектную деятельность. В созданной информационной системе размещаются все разработанные культурно-познавательные ресурсы по различным темам, в том числе: «История освоения космоса», «Сокровища российских музеев», «Природно-экологические комплексы России». В систему будут также интегрироваться ресурсы Единой коллекции электронных образовательных ресурсов.
Кроме того, обеспечивается совместимость разработанных в 2006–2010 гг. и разрабатываемых в 2011–2012 гг. ЭОР с различными программно-технологическими платформами, включая свободное программное обеспечение.
Доступность ЭОР для учреждений общего образования обеспечивается за счет развития территориально распределенной системы хранения ресурсов.
В рамках Задачи 1 осуществляются следующие мероприятия проекта:
Мероприятие 1.1 Формирование комплекса электронных образовательных ресурсов для дошкольного образования.
Мероприятие 1.2 Формирование комплекса электронных образовательных ресурсов для начального общего образования в соответствии с требованиями ФГОС, в том числе для учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
Мероприятие 1.3 Разработка творческих моделирующих сред и виртуальных конструкторов, направленных на обеспечение деятельностного подхода в обучении и развитие творческого потенциала учащихся в соответствии с основными задачами ФГОС.
Мероприятие 1.4 Формирование информационной системы, обеспечивающей использование культурно-познавательных ресурсов и сервисов.
Мероприятие 1.5 Формирование комплекса культурно-познавательных ресурсов по различным темам (не менее 5 лотов), в том числе: «История освоения космоса», «Сокровища российских музеев», «Природно-экологические комплексы России».
Мероприятие 1.6 Обеспечение совместимости разработанных и разрабатываемых электронных образовательных ресурсов с различными программно-технологическими платформами, в том числе - свободным программным обеспечением.
Мероприятие 1.7 Обеспечение широкой доступности разрабатываемых ЭОР на базе территориально распределенной системы доступа, включая развитие систем, обеспечивающих дистанционное обучение учащихся, в том числе с ограниченными возможностями.
Целевые индикаторы по Задаче 1
Наименование | Единица измерения | 2011 год | 2012 год |
1 | 2 | 3 | 4 |
Доля содержания программ дошкольного образования, обеспеченных ЭОР | проценты, нарастающим итогом | 5% | 15% |
Доля учебного плана начального общего образования, обеспеченная ЭОР в соответствии с ФГОС | проценты, нарастающим итогом | 12% | 25% |
Доля образовательных учреждений, использующих в образовательном процессе творческие моделирующие среды и виртуальные конструкторы | проценты, нарастающим итогом | 10% | 30% |
Среднее количество обращений к информационной системе, обеспечивающей использование культурно-познавательных ресурсов и сервисов | единиц, нарастающим итогом | 50000 | 200000 |
Количество разработанных культурно-познавательных ресурсов | единиц, нарастающим итогом | 2500 | 5000 |
Доля разработанных и разрабатываемых ЭОР, для которых обеспечена кроссплатформенность | проценты, нарастающим итогом | 70% | 100% |
Среднее количество обращений пользователей федеральным интернет-порталам | единиц в месяц | 500000 | 1000000 |